Питання та відповіді

Что такое дельтаплан?
Дельтаплан
– это сверхлегкое безмоторное воздушное судно - крыло, с несущим силовым каркасом и системой подвески пилота. Имеет форму, схожую с буквой "дельта", управляется балансирно (смещением центра тяжести из-за перемещения пилота)

Что такое мотодельтаплан?
Мотодельтаплан
– это дельтаплан с мотором.

Что такое дельталёт?
Дельталёт
– это всё тот же мотодельтаплан (другое название).

Чем дельталёт лучше других вариантов летательных аппаратов?
1. Достижимая "автомобильная" цена.
2. "Автомобильные" же скоростные и эксплуатационные характеристики.
3. "Гаражные" условия хранения
4. Классический вариант перебазировки - легковой автомобиль с прицепом.
5. Типовые взлётно-посадочные требования - "скошенное поле".

Сколько стоит дельталёт?
Весьма ориентировочно:
б/у с двигателем РМЗ - 640 - $1000
б/у с двигателем Rotax - 582 - $7000
новый с двигателем Rotax - 582 - $20000
"люкс" - $25000 и более

Хочу летать, нравится дельталёт, решил заняться... Что надо знать?
 

1.Летать можно не всегда. Не всем известно, что практически на дельталёте летают в утренние и вечерние часы в безветренный день ( за редкими исключениями типа пасмурного осеннего/зимнего спокойного дня).
 

2.Летать можно не везде и не как угодно. Нельзя бороздить небо, как вздумается - даже "партизаны" летают, по определённым правилам, приближенным к официальным. Запретные зоны и объекты они знают и облетают стороной.
 

3.Это увлечение дорогое, дельталёты приравнены лёгким самолётам со всеми вытекающими. Стоимость регистрации, пилотского, стоянок, налогов, ремонтов и т.д. ставят под вопрос целесообразность нескольких часов в год полёта.
 

4.Это увлечение напряжное, а об этом как-то не думается заранее. Погрузка/разгрузка, перебазировка дельталёта, сборка/разборка крыла иногда занимают сопоставимое с полётами время, да ещё погода может неожиданно ухудшиться ....

5.Местность должна позволять возможность посадки дельталёта в случае отказа двигателя, иначе полёт становится рискованным аттракционом. Да и лететь над бескрайним лесом вслушиваясь в работу двигателя - спорное удовольствие
 

Хочу записаться в аэроклуб, где он расположен?
Клубы, где членская плата была символической или где платили (а не брали) за прыжок все остались в прошлом , будьте готовы к коммерческим отношениям, готовьтесь оплатить лётный час дельталёта 200$, самолёта 400$ или подъём для бывалых парашютистов 40$.
В нашем клубе "Дельта" вы сможете научиться летать на мотодельтаплане, параплане или прыгнуть с парашютом.

Что надо знать, прежде чем решиться на постройку дельталёта?
Речь может идти о самостоятельной постройке телеги. Не поленитесь просчитать цену, посмотреть информацию тех, кто прошёл такой путь. Сравните с ценой новых, или б/у телег. Выбор будет не в пользу постройки.

Насколько опасен этот вид спорта?
Спорт конечно небезопасный, но объективно оценить статистику весьма затруднительно в силу ряда причин. К слову, - большую авиацию люди тоже считают опасной, а ведь статистика показывает обратное. На автомобилях разбивается больше людей.

Почему аппараты падают?
Случаев "оборвался, сломался ..." исчезающе мало. Гораздо чаще "летел, потом вдруг пошёл вниз и ..." Реальных фактов и документов мало, а журналисты обычно пишут "... не справился с управлением ..." и обвиняют в халатности. Самое удивительное, что зачастую жертвами становятся опытные пилоты экспертного уровня. Однозначного решения у этой загадки нет, есть только версия коварного фактора непредсказуемости погоды. Многих пилотов впечатлила ситуация неожиданной встречи с мощным потоком. С этим явлением можно годами не встречаться, а фактор внезапности накладывается на силу воздействия, счёт скорости идёт на десятки м/с. При скороподъёмности аппарата 5 м/с и скорости нисходящего потока 20 м/с можно только гадать о последствиях.

Высший пилотаж на мотодельтаплане возможен?
В принципе возможно выполнение даже мёртвой петли на дельталёте, как и дельтаплане, но это действие вне допустимых, гарантированных режимов полёта, и у любого супермастера аппарат может войти в кувырок, а у него исход всегда печальный. Поэтому на практике не используется пилотами. Допустимые параметры углов наклона прописаны в документах производителя.

Может ли мотодельтаплан сесть, если заглох двигатель?
Да, может - в программу обучения и экзамена пилотов обязательно входит посадка с выключенным двигателем.

Есть ли у экипажа парашюты?
Нет, персональные парашюты на дельталётах не практикуются. Имеются спасательные системы, представляющие большой парашют на всё летательное средство. К сожалению не помогает при самых частых случаях (взлёт, посадка) из-за низкой высоты, а вот в перелётах может облегчить последствия внештатной проблемы. Допустимая скорость приземления < 8 м/с не спасает от повреждений аппарат и организм, но считается безопасной для жизни. Закрепляется на раме и, при ручном задействии, парашют выстреливается воздухом или пороховым зарядом.

Какая нужна взлётно - посадочная полоса для дельталета?
Ширина минимальная = ширина аппарата + 2 х 10 м. = 30 м.
Длина минимальная = разбег + пробег + запас = 400 м при безопасных подходах (например в середине поля). Всякие уменьшения (150 м) обусловлены не мастерством заявителей, а их легкомысленной самоуверенностью.
Наличие вокруг ВПП столбов, заборов, проводов и т.д - очень вредный фактор, увеличивающий требуемое пространство для полосы.
Для обучения длина = взлёт + пролёт + посадка + погрешность + запас = 1 км. и ширина = поле.

Как перевозить дельталет?
Телега - на прицепе к легковому автомобилю ( для коротких перевозок в 1 - 2 км. можно сделать транспортировочное дышло, но ГИБДД это не одобряет)
Крыло - на багажнике легкового автомобиля. Не делайте резких поворотов и не забывайте обозначать выступающий груз. Многие поступают рационально - оснащают прицеп направляющими для колёс, оборудуют борта под укладку крыла и удлинняют дышло.

Какую скорость развивают дельталеты?
Большое крыло 30 л.с. - минимальная 40 км/ч., крейсерская (балансировочная) 60 км/ч., максимальная 80 км/ч.
Маленькое крыло 30 л.с. - минимальная 60 км/ч., крейсерская 70 км/ч, максимальная 90 км/ч.
Маленькое с двигателем 64 л.с.: - минимальная 55 км/ч., крейсерская 80 км/ч., максимальная 130 км/ч.
Рекорд - порядка 170 км/ч.

На какую дальность летают дельталёты, сколько времени в воздухе?
При нормальной погоде это определяется параметрами аппарата. Они разнятся, но грубо так: при баке 30л, расходе 10л/ч, можно летать 2,5 часа. (5 л. - необходимый неприкосновенный резерв). При штиле и средней скорости 80 км/ч можно улететь на 80х2,5=200 километров.

При каком ветре можно летать?
Данные зависят от квалификации пилота и от аппарата, но грубо так:
Боковой ветер < 5м/с
Продольный < 10м/с
Много зависит не от силы, а от турбулентности ветра - мало удовольствия летать при болтанке.

На какой максимальной высоте летают дельталеты?
30 л.с. - 1000 м.
64 л.с. - 4500 м.
Рекорд - порядка 10000 м

Можно ли самостоятельно научиться летать?
Лётное общество против такого подхода, но многие учились сами. Среди печальных известий большой процент случаев неудачного самостоятельного обучения. Нормальное управление почти рефлекторное, а в начале лётного опыта состояние пилота близко к ступору. Необходимость контролировать кучу неосвоенных и взаимно влияющих (и не всегда логично) параметров и при этом не иметь права на ошибку - задачка непростая. Потратиться на инструктора, или рискнуть (как минимум своим аппаратом) - выбирать вам. И даже если повезёт научиться, то масса вопросов останется без ответа: "а перегрузка в пределах ?, ветер вверху северный, а внизу южный, садиться по или против? тут надо резче вниз? а газ трогать? ... и т.д.

Присматриваю дельталёт для полётов на рыбалку (охоту, дачу ...)
Скорее всего Вас ждёт разочарование. Не то, чтобы это было совсем невозможно, но мало кого устроит условие "никакой гарантии на возможность вылета" а именно так обстоит дело. Точнее "почти никогда днём" и "только иногда вечером или утром". Полёт в глухие места чреват проблемами в случае поломки или вынужденной эвакуации ( а если дорога рядом, то в чём прелесть дельталёта?)