Важно знать

Важно знать!

 Чтобы использовать свой летательный аппарат правильно и безопасно, пилоты АСТК "Дельта" обязаны соблюдать целый ряд правил, часть из которых продиктована просто здравым смыслом , часть – опытом тех, кто летает   или летал со времён Отто Лилиенталя. Здесь нет ничего лишнего. Использование и обслуживание наших летательных аппаратов, которое в большой авиации регулируется сложной и продуманной системой правил, здесь полностью лежат на нас. Эта задача о взаимодействии пилота и машины с учётом окружения – временного, пространственного, физиологического – имеет достаточно неизвестных, чтобы их комбинация могла давать порой непредвиденные результаты.

 

Что такое СЛА?

«СЛА» расшифровывается как "Сверхлёгкий летательный аппарат.

Сверхлёгкие летательные аппараты подразделяются на безмоторные (дельтапланы, парапланы) и моторные (микросамолёты, дельталеты, мотодельтапланы, аэрошюты, паралёты, мотопарапланы, автожиры, сверхлёгкие вертолёты, гидро-СЛА, амфибии-СЛА (всё — СЛА-мото)).

Стоит обратить внимание на то, что парашюты (кроме спасательных, используемых в СЛА), воздушные шары и аэростаты, а также модели летательных аппаратов к сверхлёгкой авиации не относятся.

 

Правила полётов в воздушном пространстве.

Полеты воздушных судов в воздушном пространстве подразделяются:

          По правилам выполнения:

  • - полеты по правилам визуальных полетов (ПВП),
  • - полеты по правилам приборных полетов (ППП).
  • По месту выполнения:
  • - аэродромные полеты- выполняемые в районе аэродрома (аэроузла), а при необходимости в дополнительно выделенном воздушном пространстве под непосредственным управлением органа УВД аэродрома,
  • - трассовые- полеты по воздушным трассам СССР и МВЛ,
  • - маршрутные - полеты по маршрутам вне воздушных трасс и МВЛ,
  • - маршрутно-трассовые - полеты по воздушным трассам СССР (МВЛ) и по маршрутам вне их (в одном полете),
  • - другие полеты- выполняемые в специально установленных районах и зонах,
  • По условиям пилотирования и самолетовождения:
  • - визуальные полеты,
  • - полеты по приборам,
  • По метеорологическим условиям в соответствии с наставлениями по производству полетов
  • - полеты в простых метеорологических условиях (ПМУ),
  • - полеты в сложных метеорологических условиях (СМУ),
  • По времени суток:
  • - дневные - выполняемые в период между восходом и заходом солнца;
  • - ночные - выполняемые в период между заходом и восходом солнца,
  • - смешанные - при выполнении которых в период от взлета до посадки "происходит переход от дневного полета к ночному или наоборот,
  • По физико-географическим условиям:
  • - над равнинной и холмистой местностью,
  • - над горной местностью,
  • - над пустынной местностью,
  • - над водной поверхностью.

 

ПРАВИЛА ВИЗУАЛЬНЫХ ПОЛЕТОВ (ПВП)

  1. Правила визуальных полетов предусматривают выдерживание установленных интервалов между воздушными судами, а также между воздушными судами и другими материальными объектами в воздухе и на земной (водной) поверхности путем визуального наблюдения экипажами воздушных судов за воздушной обстановкой и кратковременного изменения режима полета. Полеты по ПВП выполняются с максимальной осмотрительностью всего экипажа воздушного судна и разрешаются в условиях, которые определяются наставлениями по производству полетов.
  2. Полеты по ПВП выполняются на высоте не менее чем на 50 м ниже нижней границы облаков в равнинной и холмистой местности и не менее чем на 100 м - в горной местности.
  3. При встрече воздушных судов на пересекающихся курсах на одной высоте командир воздушного судна, заметивший другое воздушное судно справа от себя, должен увеличить высоту полета, а командир воздушного судна, заметивший другое воздушное судно слева от себя, уменьшить высоту полета таким образом, чтобы разность высот обеспечивала их безопасное расхождение. Командиры воздушных судов при выполнении маневра расхождения обязаны не терять друг друга из виду.
  4. Обгон впереди летящего воздушного судна на одной высоте выполняется справа, а при полете по кругу - с внешней стороны с соблюдением интервала бокового эшелонирования.
  5. Расхождение воздушных судов, выполняющих полет на встречных курсах на одной высоте, производится левыми бортами с соблюдением интервалов бокового эшелонирования.
  6. Обход наземных препятствий, наблюдаемых впереди по курсу воздушного судна и превышающих высоту его полета, производится, как правило, справа от препятствий на удалении не менее 500 м.

 

Планирование полётов.

Подготовка к полетам подразделяется на: 

  • - заблаговременную;
  • - предварительную;
  • - предполетную;
  • - непосредственную.

Заблаговременная подготовка к полетам прово­дится в соответствии с программой наземной подготов­ки методом классных занятий и самостоятельной рабо­ты над повышением своих знаний, направленных на уcпешное выполнение полетных заданий.

Предварительная подготовка включает: постановку задачи на полеты; самостоятельную подготовку к полетам; тренировку на тренажерах; контроль готовности к полетам. Предварительная подготовка проводится, как правило, накануне летного дня и не более чем на два летных дня. Непосредственное задание спортсменам на полеты ставит инструктор согласно отработанной плановой таблице полетов в форме устного приказа, в котором указывается: дата, время и задача на полеты; состав группы руководства полетами; содержание и порядок выполнения запланированных упражнений; меры обеспечения безопасности полетов; время, место проведения самостоятельной подготов­ки, использование тренажной аппаратуры, контроль го­товности к полетам.

  1. Самостоятельная подготовка проводится под контролем "инструктора и включает:

- изучение полетного задания и последовательности - его выполнения;

- изучение техники выполнения полета, возможных ошибок и устранения кх;

- изучение мер безопасности полета, порядка связи с руководством полетами;

- изучение требований настоящего наставления и ин­струкции по производству полетов на дельтадроме; изучение инструкции по эксплуатации дельтаплана; изучение района полета при полете на дальность и составление схемы полета по маршруту.

  1. Тренировки на тренажерах проводятся под руко­водством инструктора (тренера) или опытного спорт­смена.
  2. Контроль готовности спортсмена к полетам про­водится путем проверки знаний полетного задания и подразделяется на индивидуальный и групповой. Инди­видуальный контроль является основной формой про­верки готовности к полету.
  3. Готовность спортсмена к полетам определяют инструктор, руководитель полетов и другие старшие на­чальники.

Примечание. В отдельных случаях в зависимости от об­становки и условий работы клуба разрешается совместное прове­дение предварительной подготовки и предполетной в день полетов.

Предполетная подготовка проводится на дельта­дроме перед началом полетов и включает:

- сборку дельтапланов и проверку их готовности к полетам; тренаж;

- предполетные указания руководителя полетов;

- проверку экипировки спортсмена.

  1. Время на предполетную подготовку определяет руководитель полетов.
  2. О готовности дельтаплана к полетам спортсмен докладывает инструктору, а инструктор руководителю полетов за всю группу.
  3. Предполетные указания спортсменам дает руко­водитель полетов, привлекая к инструктажу разведчи­ка погоды. Эти указания включают следующие данные:

- фактическое состояние погоды на старте, посадочной площадке;

- порядок выполнения задания;

- средства уп­равления и обеспечения;

- предполагаемые изменения метеоусловий на ближайшее время и другие.

Непосредственная подготовка к полету проводится перед, каждым полетом, включает осмотр дельтаплана, проверку подвесной системы в полетном положении и готовность к старту.

 

ДЕЙСТВИЯ СПОРТСМЕНА В ОСОБЫХ СЛУЧАЯХ В ПОЛЕТЕ

  1. Каждый спортсмен обязан знать порядок дейст­вий в каждом особом случае в полете, систематически тренироваться на земле и в воздухе в действиях по уп­равлению дельтапланом.

Действия спортсмена и РП зависят от характера каждого особого случая. Однако эти действия всегда должны быть инициативными и хладнокровными, на­правленными в первую очередь на сохранение жизни самого спортсмена.

К особым случаям в полете относятся:

- попадание в опасные метеоусловия (сильная бол­танка, ветер и др.);

- потеря пространственной ориентировки;

- попадание в зону спутной турбулентности от впере­ди летящего дельтаплана;

- ухудшение состояния здоровья спортсмена;

- попадание в режимы, в которых дельтаплан непред­намеренно теряет устойчивость и управляемость;

- затягивание в облака;

- вынужденная посадка вне посадочной полосы;

- посадка на воду;

- посадка на строения;

- посадка на линию электропередач;

- частичное повреждение дельтаплана в воздухе.

  1. При попадании в опасные метеоусловия спорт­смен должен:

определить причину возникновения турбулентности и изменить курс полета в сторону наикратчайшего пу­ти выхода из зоны болтанки;

устранять крены. Действия спортсмена не должны быть резкими во избежание раскачки дельтаплана по крену и тангажу;

поддерживать скорость наивыгоднейшей. Как правило, вышеперечисленные ситуации создают­ся при парении и при полете по маршруту.

       2. При потере пространственной ориентировки спортсмен обязан

- зафиксировать положение своего тела относительна середины рулевой трапеции;

- держать скорость наивыгоднейшей и ждать момента выхода из облаков или появления линии естественного горизонта, наземных ориентиров;

- при появлении ориентиров производить ориентиров­ку и заходить на посадку.

Потеря пространственной ориентировки возникает при попадании в облака, ливневый дождь, сильную дымку, туман и другие условия, при которых не прос­матривается линия естественного горизонта и земля.

        3. При попадании в зону спутной турбулентности от впереди летящего дельтаплана спортсмен должен уй­ти в сторону.

Спортсмен обязан знать физическую сущность спут­ной турбулентности от впереди летящего или стартую­щего дельтаплана и стремиться пересекать ее перпен­дикулярно.

       4. При ухудшении состояния здоровья спортсмен должен немедленно прекратить полет и произвести по­садку. Ухудшение .состояния здоровья может произойти при продолжительном полете.

       5. Действия спортсмена при попадании в режимы, при которых дельтаплан непреднамеренно теряет устой­чивость и управляемость:

а) при попадании в штопор:

плавно притянуть ручку управления к себе, а аатем выровнять дельтаплан (обычно это достигается переме­щением спортсмена в сторону, противоположную возни­кающему крену);

после прекращения вращения дельтаплана вернуть ручку управления в среднее положение для вывода дельтаплана в нормальный горизонтальный полет;

б)  при попадании во флаттерное пикирование, вы­вести из которого дельтаплан спортсмену не удается, воспользоваться средствами спасения, если таковые имеются. В случае неизбежного падения необходимо:

встать ногами на ручку трапеции и откинуться назад; перед приземлением слегка согнуть ноги в коленях и напрячь их.

в) При возникновении в полёте раскачки дель­таплана по крену и по купсу, следует переме­щением ручки управления от себя уменьшить скорость до экономической.

Восстановив нормальный режим полёта неза­медлительно произвести посадку для выяснения причин раскачки.

          6. При затягивании в облака спортсмен должен:

- установить скорость немного больше наивыгодней­шей;

- лететь к ближайшему краю облака для вывода дель­таплана из потока.

Данная ситуация может возникнуть при полете под нижней кромкой облаков в условиях сильных восходя­щих потоков и развивающейся кучево-дождевой облач­ности.

         7. При вынужденной посадке вне посадочной пло­щадки спортсмен обязан:

- выбрать площадку с наименьшими искусственными и естественными препятствиями;

- определить направление ветра у земли (по дыму, пыли, деревьям, волнам и т. д.);

- при посадке на посевы и кустарник верхушки рас­тительности принимать за поверхность земли. При по­садке на болото или кустарник выбрать участок с на­иболее густой растительностью.

          8. При посадке на воду спортсмен должен:

- рассчитать свой полет так, чтобы приводниться по возможности ближе к берегу;

- перед посадкой сделать глубокий вдох и задержать дыхание;

- после приводнения отсоединить подвесную систему и вынырнуть из-под дельтаплана. В случае зацепления за конструкцию дельтаплана не суетиться, а спокойно произвести отцепление и вынырнуть на поверхность из-под него.

            9. При посадке на лес спортсмен должен:

- выбрать для посадки наиболее густую крону лист­венного дерева или плотную группу деревьев одинако­вой высоты;

- посадку производить на режиме парашютирования, принимая вершины крон за поверхность земли;

- после посадки ухватиться руками за ближайшую толстую ветвь дерева и осмотреться;

- если дельтаплан висит непрочно и до ствола дерева далеко, ожидать помощи группы спасения.

           10. При посадке на строения спортсмен должен:

- выбрать широкую и плоскую крышу без проводов и антенн;

- совершать посадку на ближайшую часть крыши.

          11. При посадке на линию электропередач спорт­смен должен:

- сделать маневр и попытаться «поднырнуть» под про­вода;

- если этого сделать не удалось, то приземляться на один из крайних проводов, ни в коем случае не допус­кая при этом касания хотя бы еще одного провода.

          12. При частичном повреждении дельтаплана в воз­духе спортсмен должен:

- немедленно осмотреть дельтаплан и определить пов­реждение;

- встать ногами на ручку трапеции или растяжки под сохранившуюся часть паруса и все усилия прилагать для поддержания горизонтального полета;

- перед ударом о землю напрячь все мышцы и немного согнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах;

- при наличии парашюта немедленно им воспользо­ваться.

          13. Действия спортсмена по устранению столкнове­ния с другими препятствиями:

- систематически производить осмотр воздушного пространства;

- при обнаружении препятствий принять решение на маневр для предупреждения столкновения (отвернуть влево или вправо, уйти вверх или вниз).

 

Техническое обеспечение полётов

  1. Особенность технического обеспечения  полетов на дельтапланах состоит в том, что летательные аппа­раты обслуживаются самими спортсменами под руко­водством опытных в техническом отношении инструк­торов.
  2. Целью технического обеспечения является пос­тоянное содержание дельтапланов в исправном состоя­нии и их безотказная работа во время полетов.
  3. Техническое обеспечение включает:

- мероприятия начальника дельтаклуба по содержа­нию дельтапланов в постоянной исправности;

- своевременный и качественный ремонт дельтапланов;

- грамотную эксплуатацию дельтапланов согласно со­ответствующей инструкции;

- обучение спортсменов грамотному ремонту дельта­планов;

- правильное хранение дельтапланов.

Успешное решение этих задач достигается твердым знанием техники и ее эксплуатации, высоким чувством ответственности за порученное дело.

  1. Техническое обеспечение полетов осуществляет­ся в три этапа:

Предварительной подготовки; предполетной подготовки; проведения полетов.

  1. На этапе предварительной подготовки в отве­денное время под руководством инструктора спортсме­ны осматривают дельтапланы, выявляют дефекты и уст­раняют их.
  2. На этапе предполетной подготовки спортсмены в установленном месте производят сборку дельтапланов, проверяют их исправность и о готовности докладывают инструктору. Инструктор о готовности всей группы до­кладывает РП.
  3. На этапе полетов после каждого выполненного полета спортсмен осматривает дельтаплан. Особое вни­мание уделяет узлам крепления, точке подвески и состоянию паруса. Выявленные дефекты устраняет в районе сборки дельтапланов и о готовности доклады­вает РП для принятия решения о выпуске на облет. Ка­чество ремонта определяет инструктор (тренер).
  4. За каждым дельтапланом должен быть закреп­лен определенный спортсмен (или группа спортсменов), который несет ответственность за его исправное состоя­ние.