Авіаційний спортивно-технічний
клуб "Дельта" ім. С.П. Супруна
Важно знать!
Чтобы использовать свой летательный аппарат правильно и безопасно, пилоты АСТК "Дельта" обязаны соблюдать целый ряд правил, часть из которых продиктована просто здравым смыслом , часть – опытом тех, кто летает или летал со времён Отто Лилиенталя. Здесь нет ничего лишнего. Использование и обслуживание наших летательных аппаратов, которое в большой авиации регулируется сложной и продуманной системой правил, здесь полностью лежат на нас. Эта задача о взаимодействии пилота и машины с учётом окружения – временного, пространственного, физиологического – имеет достаточно неизвестных, чтобы их комбинация могла давать порой непредвиденные результаты.
Что такое СЛА?
«СЛА» расшифровывается как "Сверхлёгкий летательный аппарат.
Сверхлёгкие летательные аппараты подразделяются на безмоторные (дельтапланы, парапланы) и моторные (микросамолёты, дельталеты, мотодельтапланы, аэрошюты, паралёты, мотопарапланы, автожиры, сверхлёгкие вертолёты, гидро-СЛА, амфибии-СЛА (всё — СЛА-мото)).
Стоит обратить внимание на то, что парашюты (кроме спасательных, используемых в СЛА), воздушные шары и аэростаты, а также модели летательных аппаратов к сверхлёгкой авиации не относятся.
Правила полётов в воздушном пространстве.
Полеты воздушных судов в воздушном пространстве подразделяются:
По правилам выполнения:
ПРАВИЛА ВИЗУАЛЬНЫХ ПОЛЕТОВ (ПВП)
Планирование полётов.
Подготовка к полетам подразделяется на:
Заблаговременная подготовка к полетам проводится в соответствии с программой наземной подготовки методом классных занятий и самостоятельной работы над повышением своих знаний, направленных на уcпешное выполнение полетных заданий.
Предварительная подготовка включает: постановку задачи на полеты; самостоятельную подготовку к полетам; тренировку на тренажерах; контроль готовности к полетам. Предварительная подготовка проводится, как правило, накануне летного дня и не более чем на два летных дня. Непосредственное задание спортсменам на полеты ставит инструктор согласно отработанной плановой таблице полетов в форме устного приказа, в котором указывается: дата, время и задача на полеты; состав группы руководства полетами; содержание и порядок выполнения запланированных упражнений; меры обеспечения безопасности полетов; время, место проведения самостоятельной подготовки, использование тренажной аппаратуры, контроль готовности к полетам.
- изучение полетного задания и последовательности - его выполнения;
- изучение техники выполнения полета, возможных ошибок и устранения кх;
- изучение мер безопасности полета, порядка связи с руководством полетами;
- изучение требований настоящего наставления и инструкции по производству полетов на дельтадроме; изучение инструкции по эксплуатации дельтаплана; изучение района полета при полете на дальность и составление схемы полета по маршруту.
Примечание. В отдельных случаях в зависимости от обстановки и условий работы клуба разрешается совместное проведение предварительной подготовки и предполетной в день полетов.
Предполетная подготовка проводится на дельтадроме перед началом полетов и включает:
- сборку дельтапланов и проверку их готовности к полетам; тренаж;
- предполетные указания руководителя полетов;
- проверку экипировки спортсмена.
- фактическое состояние погоды на старте, посадочной площадке;
- порядок выполнения задания;
- средства управления и обеспечения;
- предполагаемые изменения метеоусловий на ближайшее время и другие.
Непосредственная подготовка к полету проводится перед, каждым полетом, включает осмотр дельтаплана, проверку подвесной системы в полетном положении и готовность к старту.
ДЕЙСТВИЯ СПОРТСМЕНА В ОСОБЫХ СЛУЧАЯХ В ПОЛЕТЕ
Действия спортсмена и РП зависят от характера каждого особого случая. Однако эти действия всегда должны быть инициативными и хладнокровными, направленными в первую очередь на сохранение жизни самого спортсмена.
К особым случаям в полете относятся:
- попадание в опасные метеоусловия (сильная болтанка, ветер и др.);
- потеря пространственной ориентировки;
- попадание в зону спутной турбулентности от впереди летящего дельтаплана;
- ухудшение состояния здоровья спортсмена;
- попадание в режимы, в которых дельтаплан непреднамеренно теряет устойчивость и управляемость;
- затягивание в облака;
- вынужденная посадка вне посадочной полосы;
- посадка на воду;
- посадка на строения;
- посадка на линию электропередач;
- частичное повреждение дельтаплана в воздухе.
определить причину возникновения турбулентности и изменить курс полета в сторону наикратчайшего пути выхода из зоны болтанки;
устранять крены. Действия спортсмена не должны быть резкими во избежание раскачки дельтаплана по крену и тангажу;
поддерживать скорость наивыгоднейшей. Как правило, вышеперечисленные ситуации создаются при парении и при полете по маршруту.
2. При потере пространственной ориентировки спортсмен обязан
- зафиксировать положение своего тела относительна середины рулевой трапеции;
- держать скорость наивыгоднейшей и ждать момента выхода из облаков или появления линии естественного горизонта, наземных ориентиров;
- при появлении ориентиров производить ориентировку и заходить на посадку.
Потеря пространственной ориентировки возникает при попадании в облака, ливневый дождь, сильную дымку, туман и другие условия, при которых не просматривается линия естественного горизонта и земля.
3. При попадании в зону спутной турбулентности от впереди летящего дельтаплана спортсмен должен уйти в сторону.
Спортсмен обязан знать физическую сущность спутной турбулентности от впереди летящего или стартующего дельтаплана и стремиться пересекать ее перпендикулярно.
4. При ухудшении состояния здоровья спортсмен должен немедленно прекратить полет и произвести посадку. Ухудшение .состояния здоровья может произойти при продолжительном полете.
5. Действия спортсмена при попадании в режимы, при которых дельтаплан непреднамеренно теряет устойчивость и управляемость:
а) при попадании в штопор:
плавно притянуть ручку управления к себе, а аатем выровнять дельтаплан (обычно это достигается перемещением спортсмена в сторону, противоположную возникающему крену);
после прекращения вращения дельтаплана вернуть ручку управления в среднее положение для вывода дельтаплана в нормальный горизонтальный полет;
б) при попадании во флаттерное пикирование, вывести из которого дельтаплан спортсмену не удается, воспользоваться средствами спасения, если таковые имеются. В случае неизбежного падения необходимо:
встать ногами на ручку трапеции и откинуться назад; перед приземлением слегка согнуть ноги в коленях и напрячь их.
в) При возникновении в полёте раскачки дельтаплана по крену и по купсу, следует перемещением ручки управления от себя уменьшить скорость до экономической.
Восстановив нормальный режим полёта незамедлительно произвести посадку для выяснения причин раскачки.
6. При затягивании в облака спортсмен должен:
- установить скорость немного больше наивыгоднейшей;
- лететь к ближайшему краю облака для вывода дельтаплана из потока.
Данная ситуация может возникнуть при полете под нижней кромкой облаков в условиях сильных восходящих потоков и развивающейся кучево-дождевой облачности.
7. При вынужденной посадке вне посадочной площадки спортсмен обязан:
- выбрать площадку с наименьшими искусственными и естественными препятствиями;
- определить направление ветра у земли (по дыму, пыли, деревьям, волнам и т. д.);
- при посадке на посевы и кустарник верхушки растительности принимать за поверхность земли. При посадке на болото или кустарник выбрать участок с наиболее густой растительностью.
8. При посадке на воду спортсмен должен:
- рассчитать свой полет так, чтобы приводниться по возможности ближе к берегу;
- перед посадкой сделать глубокий вдох и задержать дыхание;
- после приводнения отсоединить подвесную систему и вынырнуть из-под дельтаплана. В случае зацепления за конструкцию дельтаплана не суетиться, а спокойно произвести отцепление и вынырнуть на поверхность из-под него.
9. При посадке на лес спортсмен должен:
- выбрать для посадки наиболее густую крону лиственного дерева или плотную группу деревьев одинаковой высоты;
- посадку производить на режиме парашютирования, принимая вершины крон за поверхность земли;
- после посадки ухватиться руками за ближайшую толстую ветвь дерева и осмотреться;
- если дельтаплан висит непрочно и до ствола дерева далеко, ожидать помощи группы спасения.
10. При посадке на строения спортсмен должен:
- выбрать широкую и плоскую крышу без проводов и антенн;
- совершать посадку на ближайшую часть крыши.
11. При посадке на линию электропередач спортсмен должен:
- сделать маневр и попытаться «поднырнуть» под провода;
- если этого сделать не удалось, то приземляться на один из крайних проводов, ни в коем случае не допуская при этом касания хотя бы еще одного провода.
12. При частичном повреждении дельтаплана в воздухе спортсмен должен:
- немедленно осмотреть дельтаплан и определить повреждение;
- встать ногами на ручку трапеции или растяжки под сохранившуюся часть паруса и все усилия прилагать для поддержания горизонтального полета;
- перед ударом о землю напрячь все мышцы и немного согнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах;
- при наличии парашюта немедленно им воспользоваться.
13. Действия спортсмена по устранению столкновения с другими препятствиями:
- систематически производить осмотр воздушного пространства;
- при обнаружении препятствий принять решение на маневр для предупреждения столкновения (отвернуть влево или вправо, уйти вверх или вниз).
Техническое обеспечение полётов
- мероприятия начальника дельтаклуба по содержанию дельтапланов в постоянной исправности;
- своевременный и качественный ремонт дельтапланов;
- грамотную эксплуатацию дельтапланов согласно соответствующей инструкции;
- обучение спортсменов грамотному ремонту дельтапланов;
- правильное хранение дельтапланов.
Успешное решение этих задач достигается твердым знанием техники и ее эксплуатации, высоким чувством ответственности за порученное дело.
Предварительной подготовки; предполетной подготовки; проведения полетов.
Copyright © 2024, АСТК "Дельта"