Авіаційний спортивно-технічний
клуб "Дельта" ім. С.П. Супруна
Создание парашюта
Великий итальянский ученый и художник Леонардо да Винчи, живший во второй половине XV — начале XVI века, в одной из своих рукописей дал описание приспособления, при помощи которого человек смог бы опуститься на землю с любой высоты, не подвергаясь при этом никакой опасности. Построить же такой аппарат ученому не пришлось — в 1519 году он умер. Идея, высказанная Леонардо да Винчи, долгое время не претворялась в жизнь.
Спустя сто лет итальянский ученый Фауст Веранчио в своей книге «О машинах» дал описание аппарата для спуска человека с высоты на землю, сходное с описанием Леонардо да Винчи. Разница состояла лишь в том, что аппарат Ф. Веранчио имел жесткий каркас, а у предполагавшегося аппарата Леонардо да Винчи такого каркаса не было. Как показала история, идея Леонардо да Винчи была более жизненной.
В 1617 году Ф. Веранчио совершил на сконструированном им устройстве прыжок с невысокой башни и благополучно приземлился.
В 20-х годах XVII века заключенный в крепость француз Лавен решил бежать. Он изготовил из сшитых вместе простынь большое полотнище, по периметру которого прикрепил веревки и пластины из китового уса. Совершив с этим приспособлением прыжок со стены крепости, Лавен благополучно приводнился в протекавшую внизу реку. Но стража заметила беглеца и водворила первого парашютиста обратно в крепость. Знал ли Лавен о трудах Леонардо да Винчи и Фауста Веранчио, осталось неизвестным.
В 1777 году французский ученый Фонтанж сконструировал и изготовил летающий плащ, также предназначенный для спуска человека с высоты на землю. Опробовать работу устройства он предложил приговоренному к смертной казни Жану Думье. В случае удачного спуска ему обещали сохранить жизнь. Ж. Думье выполнил с этим плащом прыжок с крыши тюремной башни и благополучно приземлился.
Этими прыжками была доказана возможность спуска человека с высоты на землю, но практическое применение эта идея нашла лишь с появлением воздушных шаров.
В 1783 году на воздушном шаре взлетели братья Жозеф и Этьен Монгольфье. К концу XVIII века полеты на воздушных шарах выполнялись
многими воздухоплавателями. Конструкции их были еще ненадежными, и полеты на них совершались с определенным риском для жизни. Появилась реальная необходимость создания устройства, с помощью которого воздухоплаватель смог бы в случае аварии благополучно опуститься на землю.
В 1785 году воздухоплаватель Ж. Бланшар создал парашют, который представлял одно целое с воздушным шаром (рис. 1.2). Купол парашюта напоминал зонт и подвешивался между оболочкой шара и корзиной. При аварии шара воздухоплаватель должен был отсоединить купол от оболочки шара и самостоятельно опуститься на землю. Первым испытателем своего изобретения по воле случая стал сам Бланшар. В одном из показательных полетов на высоте около 1000 м лопнула оболочка шара, и шар стал быстро снижаться. Бланшар воспользовался сконструированным им парашютом и благополучно опустился на землю вместе с гондолой.
После ряда опытов с манекенами и животными Гарнерен совершил сам прыжок с парашютом. Это был первый добровольный прыжок человека с воздушного шара.
Недостатком парашютов того времени было сильное раскачивание купола при снижении, что создавало опасность при приземлении. Гарнерен предложил сделать в центре купола парашюта полюсное отверстие, через которое должна выходить из купола часть воздуха. Это новшество в значительной мере предотвратило раскачивание купола и до сих пор применяется в большинстве парашютов наших дней.
Новую конструкцию парашюта, не подверженную раскачиванию, предложил и лично испытал англичанин Коккинг. Его парашют имел форму опрокинутого конуса, что, по мнению изобретателя, должно было придать устойчивость куполу во время снижения. Однако при расчетах Коккинг не учел силы давления на наружную поверхность парашюта. 27 сентября 1834 года он поднялся на аэростате в воздух вместе с известным воздухоплавателем Грином. На высоте 1000 м Грин перерезал веревку, которой удерживался парашют вместе с его изобретателем. Первые 3-4 с после отделения парашюта от аэростата спуск проходил нормально, но затем каркас парашюта не выдержал, сломался, и парашют сложился. Коккинг погиб.
Среди парашютистов-акробатов того времени хорошо были известны имена американских парашютистов Болдуина, Леру, француза Робертсона со своими учениками Александром и Мишо, русского акробата Древницкого и др.
Особенным успехом пользовались прыжки, выполняемые Чарльзом Леру. В отличие от других Леру выполнял прыжки с небольшой задержкой в раскрытии парашюта. Нижнюю кромку купола он стягивал специальным кольцом, которое сдергивал перед раскрытием парашюта.
Начало XX века ознаменовалось бурным развитием авиации. Полеты на самолетах приобретают массовый характер. Но вместе с сенсационными сообщениями о достижениях пило-тов по завоеванию пятого океана появляются сообщения и о гибели летчиков. Возникает острая необходимость в применении на самолетах средств спасения. Таким средством мог стать только парашют.
За создание парашюта для спасения летчиков в аварийных ситуациях взялись многие конструкторы. Первым изобретателем авиационного парашюта был французский летчик Вассер. Сконструированный им в 1909 году парашют напоминал зонт со спицами, который в сложенном состоянии размещался позади сиденья летчика. Чтобы покинуть самолет, пилот должен был нажатием рычага раскрыть зонт, который под действием встречной струи воздуха вытаскивал летчика из самолета.
Парашют Вассера испытывался на земле с помощью специально устроенной установки на автомобиле. Он показал даже некоторые положительные результаты, но из-за сложности конструкции применить его на самолете оказалось невозможным.
Иностранные специалисты продолжали работать над усовершенствованием авиационного парашюта.
Однако проблема спасения летчиков при авариях самолетов не была решена. Парашюты были громоздкими, размещались отдельно от летчика, а это не обеспечивало надежного покидания самолета и спасения пилота.
В России за усовершенствование спасательного парашюта для летчиков взялся изобретатель-самоучка Глеб Евгеньевич Котельников. И задачу он решил блестяще. Начав работу в 1910 году, он уже в 1911 году зарегистрировал свое первое изобретение — ранец для парашюта свободного действия (рис. 1.5). Идея Котельникова заключалась в том, что купол парашюта укладывался в специальный металлический ранец, который надевал летчик при помощи подвесной системы. На дне ранца под сложенным куполом и стропами имелись пружины, которые, после того как прыгающий выдернет вытяжное кольцо, выбрасывали купол в воздушный поток. Впоследствии Г. Е. Котельников жесткий ранец заменил мягким, на дне ранца разместил соты для укладки в них строп. Парашют, уложенный в ранец, мог быть введен в действие после отделения от самолета в любой момент по желанию летчика. Принципиальная схема ранца спасательного парашюта, предложенная Котельниковым, применяется до сих пор.
Однако должного использования в то время парашют Котельникова не нашел. Чиновники из военного ведомства не хотели признавать возможность спасения летчиков с помощью парашютов. Высказывались опасения, что при раскрытии парашюта «могут оторваться руки и ноги», а летчики могут использовать возможность покинуть самолет, не вступая в воздушный бой с противником.
Толчок к внедрению парашюта в авиацию дала первая мировая война, в период которой получили большое распространение привязные аэростаты, применявшиеся для корректировки артиллерийского огня. Находящийся на высоте 200-300 м аэростат был хорошей мишенью для самолетов противника. Неся большие потери в летчиках-наблюдателях, командование было вынуждено снабдить их парашютами. Для этой цели использовали имевшиеся в небольшом количестве парашюты Котельникова, а также закупленные во Франции парашюты «Жюкмес». В период войны с помощью парашютов спаслось около 50 русских летчиков-наблюдателей.
Рис. 1.5: Ранец Котельникова для парашюта свободного действия |
Copyright © 2024, АСТК "Дельта"