Кордовые модели самолётов

На базе АСТК "Дельта" работает авиамодельный кружок по направлению - "Кордовые модели самолётов". Занятия проводятся в здании клуба Юного Техника "Фрунзенец" по ул. Холодногорская, 35 - три раза в неделю. Расписание занятий ВТ 18:30 - 21:00; ЧТ 18:30 - 21:00; СБ 10:00 - 14:00. Занятия платные - 200 грн. в месяц. Материалы и инструмент для работы - предоставляет клуб.

Авиамоделизм — вид технического творчества, средством которого является:

1. Создание нелетающих масштабных копий реальных летательных аппаратов (стендовый авиамоделизм).
2. Создание и пилотирование как свободнолетающих (планеры, таймерные), так и дистанционно управляемых (радиоуправляемые, кордовые) летательных аппаратов.

Кордовые самолеты называются так потому, что летают по кругу и управляются посредством стальных нитей – корд. С их помощью, воздействуя на органы управления модели, пилот может заставить лететь самолет горизонтально или, задирая ручку вверх или вниз, вырисовывать мертвые петли или восьмерки.

Авиамодельный спорт — технический вид спорта, где участники соревнуются в конструировании и изготовлении летающих моделей летательных аппаратов (планеров, самолётов, вертолётов и пр.) и в управлении ими в полётах на скорость, дальность, продолжительность полёта и на высший пилотаж.

Стремительное развитие авиационной техники, увеличение скоростей полета, появление новых типов самолетов, ракет и моторов, применение новых материалов - все это, естественно, меняет и технологию производства. Подобные изменения произошли и в малой авиации, где также растут скорости, применяются новые, более совершенные моторы.

Модели, которые строят авиамоделисты и профессиональные макетчики, можно разделить на два основных вида: летающие и нелетающие (музейные модели, макеты).

Постройка летающих моделей и соревнования с ними - увлекательный технический спорт, широко распространенный во всем мире.

Совершенствованию мастерства авиамоделистов способствуют ежегодно проводимые соревнования летающих моделей.

По правилам авиамодельных соревнований Международного авиамодельного кодекса FAI спортивные летающие модели разделяются на несколько категорий и классов и по принципу полета, размерам, рабочему объему и виду двигателя, условиям соревнований и др.

В конструкции спортивных летающих моделей чрезвычайно важную роль играет вес. Чтобы уменьшить вес и повысить прочность моделей, необходимо применять специальные материалы и знать приемы работы с ними.

Наиболее сложными авиационными моделями являются летающие модели-копии самолетов, кордовые и особенно управляемые по радио. Кроме обеспечения летных качеств, к ним предъявляются дополнительные требования геометрического и конструктивного подобия.

Модель-копия считается тем лучше, чем больше ее сходство с самолетом-прототипом, чем тщательнее она изготовлена и чем лучше ее внешняя отделка. Вместе с тем модель-копия должна показывать высокие летные качества.

Нелетающие модели представляют собой чаще всего копии, геометрически, а иногда и конструктивно подобные самолетам.

Наибольшее распространение получили тактические модели, которые воспроизводят в определенном масштабе внешние формы и основные детали летательного аппарата, указывающие на его военное или гражданское назначение.

Такие модели применяют при комбинированных киносъемках, если нет натурных самолетов, когда необходимо воспроизвести аварийные моменты, катастрофы,

воздушные бои и т.п.

Кордовые модели воздушного боя - Класс F2D

В круге, расположенном на поле два пилота управляют моделями с привязанной к фюзеляжу бумажной лентой. Цель маневров - отрубить кусок ленты у противника и не дать противнику отрубить ленту у себя. По правилам FAI, каждый участник может иметь двух механиков и запасную модель для одного боя. После окончания боя (4 минуты) подсчитываются баллы, каждый отрез приносит участнику 100 баллов. Кроме того считается время проведенное в полете (1 балл за секунду) в рамках боя. Хочу отметить что за столкновения в воздухе баллы снимаются, а не прибавляются. Кроме того существуют пенальти (вплоть до снятия с боя) за различные нарушения правил, например за пассивность в бою.

Несмотря на все усилия, столкновений в воздухе обычно не избежать, поэтому участники обычно приезжают на соревнования с пачкой моделей, и 2-3 двигателями к ним.

Разновидностью тактических моделей являются небольшие модели, служащие рекламой, сувенирами или просто настольными украшениями. Музейные модели являются наиболее сложными из нелетающих моделей. В них опытные модельщики воспроизводят с большой точностью форму самолета и детали конструкции не только внешних, но, как правило, и внутренних частей.

Эти модели служат наглядными пособиями при изучении истории развития авиации. Изготовление музейных моделей является своего рода искусством, требующим от моделиста не только знакомства с авиационной техникой, но и глубокого знания технологии материалов, многих ремесел и художественного вкуса.

Моделисту в процессе работы приходится самостоятельно выбирать технологический процесс изготовления той или иной модели, подбирать наиболее подходящие материалы, позволяющие получать надежную и красивую конструкцию. Поэтому важно, чтобы он хорошо разбирался в чертежах и разнообразных приемах работы с материалами.

Часто моделист сам создает проект модели, который затем осуществляет, поэтому моделирование заключает в себе элемент творчества.

Проектирование начинается с того, что устанавливается цель проекта и выбирается схема модели или для моделей-копий - объект моделирования. Затем составляются эскизы и разрабатывается конструкция модели применительно к возможному ассортименту материалов и технической оснащенности мастерской.

В процессе проектирования модели большое значение имеют статистические данные всякого рода моделей, их чертежи, описания, фотографии, рисунки и иные материалы, дающие представление об уже сделанных моделях или объектах моделирования. Кроме того, очень важно иметь отчетливое представление о технологии постройки. Конструкция модели должна быть такой, чтобы автор модели мог ее построить. Если моделист тщательно не продумал при проектировании модели, из чего и как он будет ее строить, то в процессе постройки ему придется менять конструкцию на ходу, что всегда неблагоприятно отражается на качестве созданной модели.

При изготовлении моделей применяются различные материалы и нужно уметь правильно обрабатывать каждый из них. Для летающих моделей это требование осложняется еще и тем, что необходимо создать возможно более легкую конструкцию при одновременной ее прочности и жесткости.

Из книги Олега Константиновича Гаевского "Авиамоделирование". - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Патриот, 1990, - 408 с. Стр. 3-13

 

You Tube: