Авіаційний спортивно-технічний
клуб "Дельта" ім. С.П. Супруна
На базе АСТК "Дельта" работает авиамодельный кружок по направлению - "Кордовые и радиоуправляемые модели самолётов". Возраст детей 9-14 лет. Занятия проводятся по адресу: по ул. Холодногорская, 35 - два или три раза в неделю (в зависимости от возрастной группы). Расписание занятий ВТ 18:00 - 21:00; ЧТ 18:00 - 21:00; ВС 14:00 - 17:00. Стоимость занятий - 30 грн в час. Материалы, оборудование и инструмент для работы - предоставляет клуб.
Авиамоделизм - это и спортивный азарт, и поиски исследователя, и дорога в большую авиацию. Занятия авиамоделизмом, техническим творчеством имеют огромное значение в раскрытии творческих способностей подростка. Занятия способствуют развитию у учащихся интереса к науке, технике, исследованиям, помогают сознательному выбору будущей профессии. Знания, полученные на занятиях в кружке, непосредственно влияют на учебный процесс, способствуют углубленному изучению школьного материала.
Авиамодельный спорт — технический вид спорта, где участники соревнуются в конструировании и изготовлении летающих моделей летательных аппаратов (планеров, самолётов, вертолётов и пр.) и в управлении ими в полётах на скорость, дальность, продолжительность полёта и на высший пилотаж.
Цель занятий в кружке:
- создание условий для индивидуального развития творческого потенциала обучающихся через занятия авиамодельным спортом.
Задачи :
Группа первого уровня или первого года занятий комплектуется из воспитанников 9-12 лет.
Программа первого года занятий охватывает круг первоначальных знаний и навыков, необходимых для работы по изготовлению и запуску несложных летающих моделей. На занятиях воспитанники знакомятся с первоначальными сведениями по теории полета, истории отечественной авиации, приобретают трудовые навыки и умения.
Второй уровень или второй год обучения – 13 - 14 лет. В этом возрасте существенно улучшается способность переработке информации, быстрому принятию решений, повышение эффективности тактического мышления. В учебном процессе значение приобретает метод рассказа, словесных инструкций, речевых отчетов. Работа в авиамодельном кружке расширяет знания воспитанников по авиационной и модельной технике, по основам аэродинамики и методике проведения несложных технических расчетов.
Группа третьего уровня или третьего года занятий, возраст 15-16 лет, комплектуется из воспитанников, прошедших подготовку первого и второго года занятий. Ребята расширяют и закрепляют знания по авиационной и авиамодельной технике, углубленно изучают основы аэродинамики, самостоятельного расчета конструкций моделей. Работа в кружке подготавливает воспитанников к дальнейшей самостоятельной работе, знакомит с авиационными профессиями, помогает в выборе профессии. Воспитанники третьего года занятий чаще вовлекаются в участие в соревнованиях, для сдачи норм на спортивные разряды.
В группах первого года обучения состав занимающихся переменный, а в группах второго и третьего года обучения - постоянный.
Набор – свободный. Занятия проходят круглогодично.
Как во всяком педагогическом процессе, в ходе занятий соблюдаются общие педагогические принципы – активности, наглядности, систематичности, последовательности, доступности и прочности.
Методы обучения, применяемые в программе, традиционные: словесные, наглядно-образные и практические.
Учебный материал программы состоит из теоретического, практического и контрольного раздела.
Кордовые модели воздушного боя - Класс F2D
В круге, расположенном на поле два пилота управляют моделями с привязанной к фюзеляжу бумажной лентой. Цель маневров - отрубить кусок ленты у противника и не дать противнику отрубить ленту у себя. По правилам FAI, каждый участник может иметь двух механиков и запасную модель для одного боя. После окончания боя (4 минуты) подсчитываются баллы, каждый отрез приносит участнику 100 баллов. Кроме того считается время проведенное в полете (1 балл за секунду) в рамках боя. Хочу отметить что за столкновения в воздухе баллы снимаются, а не прибавляются. Кроме того существуют пенальти (вплоть до снятия с боя) за различные нарушения правил, например за пассивность в бою.
Несмотря на все усилия, столкновений в воздухе обычно не избежать, поэтому участники обычно приезжают на соревнования с пачкой моделей, и 2-3 двигателями к ним.
Моделисту в процессе работы приходится самостоятельно выбирать технологический процесс изготовления той или иной модели, подбирать наиболее подходящие материалы, позволяющие получать надежную и красивую конструкцию. Поэтому важно, чтобы он хорошо разбирался в чертежах и разнообразных приемах работы с материалами.
Часто моделист сам создает проект модели, который затем осуществляет, поэтому моделирование заключает в себе элемент творчества.
Проектирование начинается с того, что устанавливается цель проекта и выбирается схема модели или для моделей-копий - объект моделирования. Затем составляются эскизы и разрабатывается конструкция модели применительно к возможному ассортименту материалов и технической оснащенности мастерской.
В процессе проектирования модели большое значение имеют статистические данные всякого рода моделей, их чертежи, описания, фотографии, рисунки и иные материалы, дающие представление об уже сделанных моделях или объектах моделирования. Кроме того, очень важно иметь отчетливое представление о технологии постройки. Конструкция модели должна быть такой, чтобы автор модели мог ее построить. Если моделист тщательно не продумал при проектировании модели, из чего и как он будет ее строить, то в процессе постройки ему придется менять конструкцию на ходу, что всегда неблагоприятно отражается на качестве созданной модели.
При изготовлении моделей применяются различные материалы и нужно уметь правильно обрабатывать каждый из них. Для летающих моделей это требование осложняется еще и тем, что необходимо создать возможно более легкую конструкцию при одновременной ее прочности и жесткости.
Из книги Олега Константиновича Гаевского "Авиамоделирование". - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Патриот, 1990, - 408 с. Стр. 3-13
Copyright © 2022, АСТК "Дельта"