Супрун Степан Павлович

                                                   Описание: СУПРУН С.П.

                                                            Супрун Степан Павлович

Степан Павлович Супрун родился в 1907 году в с. Реки в бедняцкой семье. Тяжелые условия жизни заставили Супрунов, как и многих украинских крестьян, искать лучшей доли за океаном. в 1911 году они уехали в далекую Канаду. Но счастья там не нашли. Жизнь за границей оказалось не легче... В 1924 году семья Супрунов вернулась в Советский Союз. Отец Павла начал работать на Сумском машиностроительном заводе, а дети учились. Степан пошел в механический цех предприятия, где трудился отец, стал комсомольцем. В 1929 году Степана призвали в Красную Армию, а затем направили в летную школу. После окончания обучения Супрун целиком посвятил себя авиации. Почти восемь лет он был лётчиком-испытателем. Ему пришлось летать более чем на ста типах машин. Учителем Степана Павловича был прославленный советский летчик Валерий Чкалов. За успешное выполнение задач по испытанию новых типов самолетов в 1936 году избран депутатом Верховного Совета СССР и созыва. Когда на Дальнем Востоке японские милитаристы совершили вооруженное нападение на советскую территорию, С. П. Супрун принял участие в боях. Вместе со своими товарищами он уничтожил 36 самолетов противника. С. П. Супрун также участник советско-финляндской войны. За умелое выполнение сложных и ответственных заданий командования, смелость и отвагу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1940 года Степан Павлович Супрун был удостоен звания Героя Советского Союза.

Когда началась Великая Отечественная война, Герой работал в научно-исследовательском институте авиации над испытанием новых типов самолетов. Понимая сложность обстановки, подполковник Супрун предложил создать несколько боевых групп из летчиков-испытателей для отправки на фронт. Он считал, что непосредственная боевая участие летчиков-испытателей в борьбе с врагом поможет им потом лучше оценить новые типы самолетов.

Предложение С. П. Супруна было принято. Он получил приказ сформировать истребительный полк особого назначения...

30 июня 1941 года Степан Супрун на листе из блокнота написал письмо к родным, проживающим в Сумах: «Дорогие родные! Сегодня вылетаю на фронт защищать свою Родину, свой народ. Подобрал себе прекрасных летчиков-орлов. Приложу все силы, чтобы доказать фашистской сволочи, на что способны советские летчики. Вас прошу не беспокоиться. Целую. Степан.»Успешно переехав в Белоруссию, полк начал боевые действия против немецко-фашистских захватчиков. Бесстрашные летчики ежедневно наносили фашистам ощутимые удары. Слух о мужестве и отваге нового командира авиаполка коммуниста С. П. Супруна разнеслась по всему фронту.

С. П. Супрун заботился, чтобы обобщенный в полку опыт борьбы с врагом, в частности лучшие способы уничтожения немецких самолетов в воздухе, стал достоянием всех лёчиков. Заметив, что фашисты летают по одной трассе, командир полка организовал своеобразные воздушные засады на гитлеровских стервятников. Так по его инициативе появились воздушные охотники. Скоро такие «охотники» начали активно действовать в других советских авиационных частях.

Шли жестокие бои, враг рвался в глубь нашей страны. Летчики давали решительный отпор фашистам. 4 июля 1941 года С. П. Супрун вылетел на боевое задание. В полк он не вернулся. Никто не хотел верить, что храбрый командир погиб. На поиски вылетели боевые друзья. Был тщательно обследован район возможного приземления или гибели С. П. Супруна. Но поиски не принесли успеха. А вскоре эта местность была оккупирована врагом. Теперь уже не было сомнения в гибели отважного командира.

За исключительную храбрость и мужество, проявленные в боях против немецко-фашистских захватчиков, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1941 года командир 401-го авиаполка особого назначения, подполковник коммунист Степан Павлович Супрун награжден посмертно второй медалью «Золотая Звезда».

Место и подробности гибели Героя долго оставались неизвестными. Когда советские войска освободили территорию Белоруссии от оккупантов, поиски возобновились, но они были безрезультатными. Только летом 1960 года удалось найти останки самолета командира авиаполка. Местные жители помогли выяснить обстоятельства гибели храброго летчика.

4 июля 1941 года подполковник Супрун вступил в неравный поединок с шестью фашистскими стервятниками. Метким выстрелом он сбил один истребитель, но и его МИГ-3 вспыхнул от вражеского огня. За горящей машиной тянулся длинный шлейф черного дыма. Вблизи белорусского села Монастыри Толочинского района колхозники нашли в разбитом самолете обгоревшее тело летчика. На груди, пробитой вражеской пулей, сияла Золотая Звезда Героя, рядом с ней к гимнастерки был прикреплен значок депутата Верховного Совета СССР.

В черные дни фашистской оккупации советские патриоты не имели возможности похоронить храброго летчика с надлежащими почестями. Более того, его могилу сравняли с землей, чтобы гитлеровцы ее не обнаружили и не надругались над телом погибшего Героя.

Позже останки Степана Павловича Супруна были похоронены на Новодевичьем кладбище в Москве.

Трудящиеся Сумщины свято чтят память своего храброго сына. В живописном уголке города Сумы возвышается бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза С. П. Супруна, его имя носит одна из улиц.