Мотодельтапланерное отделение

            Дельтапланерный спорт в г. Сумы берёт своё начало с далёких семидесятых годов. Тогда ещё были такие времена, когда очень много молодых людей мечтали стать лётчиками, моряками и врачами. О небе мечтали исключительно все. Тогда, в 1982 году несколько энтузиастов, которые уже летали на дельтапланах и самолётах, объединились в тесный коллектив и была создана «Дельтапланерная секция» при СМНПО им. Фрунзе.

 

       Руководителем секции был назначен Анатолий Майборода. Сначала летали только на безмоторных дельтапланах. Но учитывая наш географический рельеф местноости т.е. отсутствие более менее высоких гор, мечтали о моторных полётах.

           

 

Одним из праотцов секции был Анатолий Провозён.

 

      Человек с золотыми руками. Ещё до создания секции он построил автожир, мотодельтаплан с самолётным управлением и самолёт.  Кроме этого у него было очень много всяких других забавных самоделок: аэросани, автомобиль с мотоциклетным мотором и сидениями от «Икаруса», мини трактор, мотоплуг и т.д.

            Историческим событием того времени, было решение Анатолия обменять свой самолёт на дельтаплан. Это был первый дакроновый дельтаплан у нас в Сумах. Привезли его из другого города.

            Облётывал дельтаплан самый опытный, в то время, пилот-Александр Усатенко. Было это в июле 1983 года. В то время Александр только вышел из больницы после тяжёлой травмы, полученной при неудачной посадке. Дельтаплан оказался удивительно послушным в управлении и летучим. Он был построен по типу французского аппарата «Азур». В последствии его так и назвали. 

            Под это крыло, под руководством Провозёна Анатолия Андреевича была построена мототелега с двигателем боксёр. После появления в секции хорошего мотодельтаплана народ в секции понял, что будущее за моторной техникой и были построены ещё пять мотодельтапланов. Постройкой аппаратов занимались коллективно. Провозен делал моторы и руководил всеми работами, кто-то занимался тележками, кто-то делал каркасы для дельтапланов, кто-то выстругивал винты. Даже паруса для дельтапланов делали сами. Паруса шил Усатенко Саша. Сшить парус для дельтаплана – это высочайшее мастерство. Сейчас о таких вещах думаешь с большим уважением. Всё делалось в небольшом помещении, а то и на дому (площадь крыла 18 кв. метров), на старенькой швейной машинке. Современное крыло мотодельтаплана никто самостоятельно не изготавливает. Всё делается в сертифицированных фирмах. Сумская «Дельтапланерная секция» оказалась одной из первых в Украине кто начал летать на дельтапланах с моторами.

            Дальше начались активные полёты на мотодельтапланах. Летали на аэродроме в Михайловке, где была вертолётная школа. Полковник Титаренко, он был начальником Сумского УАЦ и на свой страх и риск разрешил секции разместить технику и летать у себя на аэродроме.

            В девяностых годах в секции появились новые двигатели со снегохода «Буран», которые были мощнее и надёжнее «боксёров». Это была одна из ступеней совершенствования дельтапланерной техники.

            До 1992 года в секции было 5 человек, которые умели уверенно летать на мотодельтапланах. У остальных, ещё человек пяти, полёты не клеились и казалось, что из этих людей пилотов не получится. В то время в секцию пришли двое молодых парней – Супрун А. и Покидько А., которые на тот момент занимались профессионально авиамодельным спортом. Буквально через несколько лётных дней, один из них – Супрун Александр без разрешения от руководителя полётов на взлёт поднялся в небо. И сразу же, на следующих полётах, один за другим, поднимались в небо все остальные ребята.

            Секция начала жить интересной лётной жизнью. Полёты проводились регулярно в субботу и в воскресенье. Даже, иногда приезжали полетать по средам. Желание летать было просто огромным. Не останавливали ни холод, ни жара, ни дождь, ни снег!

            Росло мастерство пилотов. Проводились соревнования по мотодельтапланерному спорту, в которых наша команда всегда занимала призовые места

.                 Нас привлекали к праздничным городским мероприятиям.  Мы не однократно проводили показательные полёты над озером Чеха и выставляли свою технику как экспонаты на «Сотне».

           

              В 1999 году начались очень грустные годы в истории секции. Аэродром, на котором мы можно сказать выросли захватили не очень хорошие люди. Эти люди не ставили целью – развитие авиации в Сумах. Они предложили нам платить арендную плату за базирование на аэродроме. В секции тогда было около десяти уверенно летающих пилотов. Мы были не готовы к такому повороту событий. До этого платили нам – давали деньги на технику, покупали бензин, даже кормили в лётной столовой на соревнованиях. Прикинув свои финансовые возможности было принято решение искать другое место для полётов. Но где???

            Вот тогда и родилось дерзкое решение о полётах в Сумском аэропорту. Дельтапланерной секции, тогда уже формально не было. Созданная при заводе Фрунзе, секция работала где-то до 1994 года. У нас даже был один штатный инструктор. Потом секцию официально закрыли. Но мы продолжали летать и всегда откликались на предложения поучаствовать в спортивных мероприятиях, которые проводили власти нашего города.

            Для полётов в Сумском аэропорту требовалось снова узаконить нашу секцию.

      Главным энтузиастом в этом вопросе был Усатенко Александр Петрович. Сколько сил и энергии отдал он. Нужно было зарегистрировать общественную организацию, а тогда это было не так просто. Дальше, нужно было составить и подписать огромную гору документов по лётной деятельности.

            Общественную организацию так и назвали «Дельтаклуб». В 2000 году нам выдали регистрационные документы. Утвердили штат руководителей. Директором назначили опытнейшего пилота Усатенко Александра Петровича, а его помощниками - Личмана Виктора и Супруна Александра.

            Целый год мы готовили документы для полётов в аэропорту. Ездили несколько раз в Киев для согласования «Инструкции по производству полётов», получали регистрационные номера для дельтапланов, много общались с руководством аэропорта. И вот, наконец, благодаря нашим титаническим усилиям и благосклонности дирекции аэропорта в 2002 году мы начали летать с бетонной взлётной полосы.

         Несколько лет мы летали в нашем аэропорту под чутким присмотром диспетчеров. На тему наших полётов шутили, что в аэропорту летаем только мы и директор завода Фрунзе. Кстати, Владимир Матвеевич даже давал нам свой огромный ангар, что бы мы каждый лётный день не разбирали и не собирали свои дельтапланы. За что большое ему спасибо.

          Вот, коротко, и вся история клуба. Очень надеемся, что наш клуб проживёт ещё ни один десяток лет и к нам придут люди, которые любят небо и жизнь. Они с гордостью продолжат дело начатое нашими дедами.