Авіаційний спортивно-технічний
клуб "Дельта" ім. С.П. Супруна
Попадание стабилизирующего парашюта в ноги или под руку.
При нарушении правил отделения от самолета стабилизирующий купол с соединительным звеном может попасть в ноги парашютиста. При таком положении, если не принять меры, может произойти полный отказ парашюта в работе. В этом случае необходимо широко развести ноги и освободить руками стабилизирующий купол от зацепления. Если такая попытка не дала положительных результатов, следует немедленно ввести в действие запасной парашют.
Зависание парашютиста за самолетом.
В случае зависания парашютиста экипаж самолета должен принять все меры для поднятия зависшего парашютиста на борт.
Парашютист должен:
При невозможности поднять зависшего парашютиста на борт самолета, зависший парашютист обязан, используя свой или поданный на фале нож, обрезать удерживающую его вытяжную веревку и ввести в действие запасной парашют. (Если при зависании произошло частичное раскрытие купола, обрезать свободные концы: вначале дальний от руки с ножом, затем ближний.)
Если по каким-либо причинам зависший парашютист не сможет обрезать вытяжную веревку, на которой висит, сделать это должен выпускающий, предупредив зрительно об этом зависшего парашютиста.
Когда будут исчерпаны все меры по оказанию помощи зависшему парашютисту, летчик обязан доложить руководителю полетов обстановку и, по его разрешению, произвести посадку на мягкий грунт, глубокий снег.
Если зависание парашютиста привело к потере управляемости самолета или к его разрушению, летчик обязан подать команду экипажу на вынужденный прыжок и покинуть самолет сам.
Закрутка строп.
При невыдерживании в процессе раскрытия парашюта устойчивого положения тела и при неправильной укладке строп в соты может произойти закручивание строп. В этом случае надо свести вместе свободные концы подвесной системы и вращательным движением тела и ногами помогать раскручиванию строп. Если стропы не раскручиваются и парашют не наполнился, открыть запасной парашют.
Схождение парашютистов в воздухе.
При проведении групповых прыжков с парашютом, вследствие нарушения парашютистами дистанции при отделении от самолета или из-за непостоянного движения воздушных потоков, могут быть отдельные случаи схождения парашютистов, находящихся примерно на одной высоте или друг над другом на одной вертикали. В обоих случаях может возникнуть опасность попадания одного парашютиста в купол и стропы другого.
Парашютисты должны избегать схождения в воздухе. Это обеспечивается соблюдением установленных интервалов между парашютистами при отделении от самолета, размещением в самолете по весу, осмотрительностью парашютистов в воздухе и умелым управлением куполом парашюта.
При создавшейся угрозе встречи двух парашютистов во время снижения им необходимо принять все меры, чтобы не допустить близкого схождения друг с другом.
Парашютист первым заметивший вероятность схождения с другим парашютистом, должен оценить обстановку, и определив наиболее выгодное направление скольжения, подать ему четкую команду «Уходи влево (вправо)», и уходить в противоположную от приближающегося парашютиста сторону, используя скольжение (или развернуть купол при помощи строп управления). В каждом отдельном случае схождения положение парашютистов по отношению к оси встречного движения может быть различным. В любом положении надо применять скольжение так, чтобы уходить в правую сторону от оси встречного движения (Рис. 1).
Рис. 1 Действия парашютистов по предотвращению схождения в воздухе.
Если предотвратить схождение не удалось и один из парашютистов летит в стропы к другому парашютисту, ему необходимо как можно больше развести руки и ноги в стороны, кисти рук сжать в кулаки. При касании строп сильно оттолкнуться от них. Если один из парашютистов зацепился за стропы другого, то необходимо быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и принять все меры, обеспечивающие снижение и благополучное приземление обоих парашютистов хотя бы на одном куполе.
Если один парашютист проскочит через несколько строп купола другого парашютиста и купол его парашюта начнет затягивать в образовавшуюся петлю, в этом случае парашютист, в чьи стропы попал другой, должен немедленно обрезать зацепленные стропы (Рис. 4).
Когда один из парашютистов при схождении проскочит между стропами парашюта другого и его купол сложится, то парашютист, оказавшийся верхним, обязан схватить руками погасший купол и удерживать его до приземления (Рис. 2).
Рис. 2 Действия парашютиста в случае попадания в стропы его парашюта другого парашютиста (когда купол парашюта начал гаснуть).
Рис. 3 Применение запасного парашюта в случае складывания основных куполов.
В том случае, когда парашютисты после схождения или зацепления окажутся на одном уровне, а купола их парашютов будут продолжать работать, необходимо обхватить друг друга руками и так держаться до момента приземления, при этом во время снижения следует внимательно вести наблюдение за положением куполов и приближением земли (Рис. 4).
Рис. 4 Действия парашютистов при схождении
Возможны случаи, когда один из парашютистов при снижении может оказаться под куполом другого. При таком положении парашют верхнего парашютиста, попав в зону аэродинамического затенения, сложится и погаснет. Чтобы предотвратить это явление, верхний парашютист должен немедленно предупредить голосом нижнего, о том, чтобы он глубоким скольжением ускорил свое снижение и отошел в сторону. При этом верхний парашютист должен применить скольжение в противоположном направлении.
Если угроза того, что ноги верхнего парашютиста коснутся купола нижнего парашютиста, не миновала, верхний парашютист должен вынести прямые ноги вперед (Рис. 5) и скатиться с купола, не допуская проваливания в него.
Рис. 5 Действия парашютистов, в случае, когда купол одного парашюта оказывается над куполом другого
Если верхний парашютист провалился в купол нижнего и купол нижнего начал гаснуть, то он должен схватить его и оба приземляются на куполе верхнего.
Если у парашютистов при схождении оба основных парашюта начнут гаснуть, одному из них, находящемуся выше, необходимо немедленно раскрыть запасной парашют и обоим снижаться на одном запасном парашюте. Запасной парашют другого парашютиста следует применять в случае крайней необходимости (Рис. 3).
Перехлестывание купола стропами.
Перехлестывание купола стропами происходит в основном из-за неправильной укладки купола и строп в соты или из-за раскрытия ранца в неблагоприятном положении. Перехлестывание стропами управляемого купола, как правило, сопровождается вращением.
При не глубоком перехлесте основного купола попытаться стянуть с купола перехлестнувшие стропы, подтягивая поочередно стропы ближайшие к месту перехлеста так, чтобы перехлестнувшие купол стропы соскальзывали с кромки купола. Если попытка устранить перехлест не удалась, обрезать перехлестнувшую стропу нечем, а скорость снижения велика (относительно других парашютистов), раскрыть запасной парашют.
При глубоком перехлесте основного купола стропами — раскрыть запасной парашют.
Если перехлест сопровождается вращением, натяжением соответствующей стропы управления устранить вращение, после чего раскрыть запасной парашют. Если остановить вращение невозможно, при раскрытии запасного парашюта отбрасывать его в сторону вращения.
Попадание в восходящие и нисходящие потоки.
При попадании в восходящий поток необходимо правильно оценить обстановку и действовать в соответствии с создавшимися условиями. Прежде всего, необходимо постараться путем выполнения подскальзывания и разворота купола сойти с потока. Если это не удается и купол продолжает набирать высоту, следует применить максимальное скольжение. (Если все предпринятые действия положительных результатов не дали и парашютиста сносит в сторону местности, не обеспечивающей безопасность приземления, то при достижении высоты 2000 м следует освободиться от купола основного парашюта и, сделав для этой высоты максимальную задержку, раскрыть запасной парашют).
Попадание в нисходящий поток определяется по ускоренному снижению парашютиста по отношению к рядом снижающимся парашютистам. При попадании в нисходящий поток необходимо разворотом управляемого купола или путем натяжения боковых лямок произвести подскальзывание в сторону до выхода из нисходящего потока, а при необходимости (если выйти из потока не удалось) раскрыть запасной парашют.
Отказы парашютов в работе подразделяются на частичные и полные. Во всех случаях, когда произошел отказ основного купола в работе, полный или частичный, создающий угрозу нормальному приземлению, парашютист обязан ввести в действие запасной парашют.
Частичный отказ парашюта в работе.
При частичном отказе ранец парашюта раскрыт полностью, чехол с купола сошел, но:
Для приведения в действие запасного парашюта при частично работающем основном куполе необходимо:
Полный отказ парашюта в работе.
К полному отказу парашюта в работе относятся:
Для раскрытия запасного парашюта при отсутствии основного купола необходимо:
Если купол при этом не наполнился, (попал в зону аэродинамического затенения) изменить положение тела (положение руки).
Накладывание руки на клапана ранца и попытка помочь куполу наполниться отбрасыванием его в сторону при полном отказе основного парашюта может привести к отказу запасного парашюта.
Приземляться на запасном парашюте следует также, как и на основном куполе, учитывая повышенную вертикальную скорость снижения (до 6 м/с).
При перехлестывании купола ЗП стропами необходимо найти перехлестнувшую стропу и попытаться стянуть ее с купола. Если это сделать не удалось — обрезать ножом. При обрезании перехлестнувшей стропы быть внимательным, т.к. при отсутствии более 6 строп по периметру купол теряет устойчивость.
При совершении учебно-тренировочных прыжков парашютисты могут случайно оказаться над лесом, зданиями, проводами высокого напряжения и другими местными предметами.
Во всех случаях предполагаемого попадания на препятствия парашютист должен методом скольжения отойти от него (или изменением относа на управляемом куполе, имеющем собственную горизонтальную скорость). Если не удалось этого сделать, следует хорошо сгруппироваться, свести ноги вместе и встретить препятствие полными ступнями ног.
Приземление на крышу здания.
При попадании на середину крыши необходимо быстро освободиться от подвесной системы и удержаться на здании (Рис. 6).
В случае приземления на край крыши нужно, не допуская гашения купола, быстро спрыгнуть вниз (Рис. 7).
Если парашютиста несет на стену здания (Рис. 8), вынести ноги вперед, ступни параллельно стене.
Убрать горизонтальную скорость купола, подтянуться на задних свободных концах, создавая скольжение назад. В процессе снижения отталкиваться от стены ногами, приготовиться к приземлению. (Если вы влетели в окно, не забудьте поздороваться.)
Рис. 6 Действия парашютиста при попадании на середину крыши здания
Рис. 7 Действия парашютиста при попадании на край крыши
Рис. 8 Отталкивание парашютиста от препятствия
Приземление на лес.
При приземлении на лес парашютист должен на высоте 100 м развернуться по ветру, закрыть лицо руками, взявшись за подвесную систему венами вовнутрь. Все препятствия встречать полными ступнями ног, ногами сведенными вместе (Рис. 9). При зависании на высоком дереве парашютист самостоятельно принимает меры к безопасному спуску на землю. В этом случае необходимо раскрыть запасной парашют и по его стропам и куполу опуститься на землю (Рис. 10). При освобождении от подвесной системы, сесть глубже в круговую лямку. Отстегнуть запасной парашют с одной стороны от подвесной системы и распустить его. Вначале отстегнуть ножные обхваты, затем грудную перемычку!
Рис. 9 Приземление парашютиста на лес
Рис. 10 Использование запасного парашюта при зависании на дереве
Приземление на линию электропередач.
При спуске на телеграфные и телефонные столбы с проводами или линии электропередачи, если попытка уйти не удалась, все препятствия встречать ногами, сведенными вместе. При попадании в провода стремиться ступнями ног оттолкнуться от проводов, стараться пройти между ними, не допуская попадания проводов между ног. При этом тщательно предохранять лицо и голову от возможных ударов о столб или провода. Избегать касания проводов открытыми участками тела.
Приземление на неровную поверхность.
При приземлении, например, на склон холма, стопы держать параллельно поверхности. Приземление производить лицом к неровной поверхности.
Приземление на ВПП.
При приземлении на ВПП (взлетно-посадочную полосу) быстро встать на ноги и, погасив парашют, освободить ВПП, сбежав с нее в ближайшую сторону.
Приземление на воду. Действия при приводнении.
Если парашютист определил, что местом его приземления может быть водная поверхность, он должен приготовиться к приводнению, заблаговременно развернувшись по сносу.
Перед приводнением при достижении высоты 200 м парашютист должен:
Соскальзывать из подвесной системы и висеть на руках до достижения водной поверхности, либо покидать подвесную систему до касания ногами воды запрещается (из-за обманчивого впечатления о близости воды).
После приводнения парашютист должен:
убедившись, что парашют, находящийся на водной поверхности, не представляет опасности (при наличии ветра купол парашюта может наполниться и накрыть парашютиста) наполнить камеры жилета до полного их объема. (Т.к. уложенный в ранец запасной парашют обладает некоторой плавучестью, при необходимости можно отстегнуть его от подвесной системы и воспользоваться им для поддержания себя над водной поверхностью).
Рис. 11 Освобождение от подвесной системы при приводнении
Copyright © 2024, АСТК "Дельта"