История парашютизма

Создание парашюта

Великий итальянский ученый и художник Леонардо да Винчи, живший во второй половине XV — начале XVI века, в одной из своих рукописей дал описание приспособления, при помощи которого человек смог бы опуститься на землю с любой высоты, не подвергаясь при этом никакой опасности. По­строить же такой аппарат ученому не пришлось — в 1519 году он умер. Идея, высказанная Леонардо да Винчи, долгое время не претворялась в жизнь.

Спустя сто лет итальянский ученый Фауст Веранчио в своей книге «О машинах» дал описание аппарата для спуска человека с высоты на землю, сходное с описанием Леонардо да Винчи. Разница состояла лишь в том, что аппарат Ф. Веранчио имел жесткий каркас, а у предполагавшегося аппарата Леонардо да Винчи такого каркаса не было. Как показала история, идея Леонардо да Винчи была более жизненной.

В 1617 году Ф. Веранчио совершил на сконструированном им устройстве прыжок с невысокой башни и благополучно приземлился.

В 20-х годах XVII века заключенный в крепость француз Лавен решил бежать. Он изготовил из сшитых вместе простынь большое полотнище, по периметру которого прикрепил веревки и пластины из китового уса. Совер­шив с этим приспособлением прыжок со стены крепости, Лавен благополучно приводнился в протекавшую внизу реку. Но стража заметила беглеца и во­дворила первого парашютиста обратно в крепость. Знал ли Лавен о трудах Леонардо да Винчи и Фауста Веранчио, осталось неизвестным.

В 1777 году французский ученый Фонтанж сконструировал и изгото­вил летающий плащ, также предназначенный для спуска человека с высоты на землю. Опробовать работу устройства он предложил приговоренному к смертной казни Жану Думье. В случае удачного спуска ему обещали сохра­нить жизнь. Ж. Думье выполнил с этим плащом прыжок с крыши тюремной башни и благополучно приземлился.

Этими прыжками была доказана возможность спуска человека с высоты на землю, но практическое применение эта идея нашла лишь с появлением воздушных шаров.

В 1783 году на воздушном шаре взлетели братья Жозеф и Этьен Монгольфье. К концу XVIII века полеты на воздушных шарах выполнялись

многими воздухоплавателями. Конструкции их были еще ненадежными, и полеты на них совершались с определенным риском для жизни. Появилась реальная необходимость создания устройства, с помощью которого воздухо­плаватель смог бы в случае аварии благополучно опуститься на землю.

В 1785 году воздухоплаватель Ж. Бланшар создал парашют, который представлял одно целое с воздушным шаром (рис. 1.2). Купол парашюта напоминал зонт и подвешивался между оболочкой шара и корзиной. При аварии шара воздухоплаватель должен был отсоединить купол от оболочки шара и самостоятельно опуститься на землю. Первым испытателем своего изобретения по воле случая стал сам Бланшар. В одном из показательных полетов на высоте около 1000 м лопнула оболочка шара, и шар стал быстро снижаться. Бланшар воспользовался сконструированным им парашютом и благополучно опустился на землю вместе с гондолой.

После ряда опытов с манекенами и животными Гарнерен совершил сам пры­жок с парашютом. Это был первый добровольный прыжок человека с воздушного шара.

Недостатком парашютов того времени было сильное раскачивание купола при снижении, что создавало опасность при приземлении. Гарнерен предло­жил сделать в центре купола парашюта полюсное отверстие, через которое должна выходить из купола часть воздуха. Это новшество в значительной мере предотвратило раскачивание купола и до сих пор применяется в боль­шинстве парашютов наших дней.

Новую конструкцию парашюта, не подверженную раскачиванию, предло­жил и лично испытал англичанин Коккинг. Его парашют имел форму опро­кинутого конуса, что, по мнению изобретателя, должно было придать устой­чивость куполу во время снижения. Однако при расчетах Коккинг не учел силы давления на наружную поверхность парашюта. 27 сентября 1834 года он поднялся на аэростате в воздух вместе с известным воздухоплавателем Грином. На высоте 1000 м Грин перерезал веревку, которой удерживался парашют вместе с его изобретателем. Первые 3-4 с после отделения пара­шюта от аэростата спуск проходил нормально, но затем каркас парашюта не выдержал, сломался, и парашют сложился. Коккинг погиб.

Среди парашютистов-акробатов того времени хорошо были известны име­на американских парашютистов Болдуина, Леру, француза Робертсона со своими учениками Александром и Мишо, русского акробата Древницкого и др.

Особенным успехом пользовались прыжки, выполняемые Чарльзом Ле­ру. В отличие от других Леру выполнял прыжки с небольшой задержкой в раскрытии парашюта. Нижнюю кромку купола он стягивал специальным кольцом, которое сдергивал перед раскрытием парашюта.

Начало XX века ознаменовалось бурным развитием авиации. Полеты на самолетах приобретают массовый характер. Но вместе с сенсационными сооб­щениями о достижениях пило-тов по завоеванию пятого океана появляются сообщения и о гибели летчиков. Возникает острая необходимость в приме­нении на самолетах средств спасения. Таким средством мог стать только парашют.

За создание парашюта для спасения летчиков в аварийных ситуациях взя­лись многие конструкторы. Первым изобретателем авиационного парашюта был французский летчик Вассер. Сконструированный им в 1909 году пара­шют напоминал зонт со спицами, который в сложенном состоянии разме­щался позади сиденья летчика. Чтобы покинуть самолет, пилот должен был нажатием рычага раскрыть зонт, который под действием встречной струи воздуха вытаскивал летчика из самолета.

Парашют Вассера испытывался на земле с помощью специально устро­енной установки на автомобиле. Он показал даже некоторые положительные результаты, но из-за сложности конструкции применить его на самолете ока­залось невозможным.

Иностранные специалисты продолжали работать над усовершенствовани­ем авиационного парашюта.

Однако проблема спасения летчиков при авариях самолетов не была ре­шена. Парашюты были громоздкими, размещались отдельно от летчика, а это не обеспечивало надежного покидания самолета и спасения пилота.

В России за усовершенствование спасательного парашюта для летчиков взялся изобретатель-самоучка Глеб Евгеньевич Котельников. И задачу он решил блестяще. Начав работу в 1910 году, он уже в 1911 году зарегистри­ровал свое первое изобретение — ранец для парашюта свободного действия (рис. 1.5). Идея Котельникова заключалась в том, что купол парашюта укла­дывался в специальный металлический ранец, который надевал летчик при помощи подвесной системы. На дне ранца под сложенным куполом и стропа­ми имелись пружины, которые, после того как прыгающий выдернет вытяж­ное кольцо, выбрасывали купол в воздушный поток. Впоследствии Г. Е. Ко­тельников жесткий ранец заменил мягким, на дне ранца разместил соты для укладки в них строп. Парашют, уложенный в ранец, мог быть введен в действие после отделения от самолета в любой момент по желанию лет­чика. Принципиальная схема ранца спасательного парашюта, предложенная Котельниковым, применяется до сих пор.

Однако должного использования в то время парашют Котельникова не нашел. Чиновники из военного ведомства не хотели признавать возможность спасения летчиков с помощью парашютов. Высказывались опасения, что при раскрытии парашюта «могут оторваться руки и ноги», а летчики могут ис­пользовать возможность покинуть самолет, не вступая в воздушный бой с противником.

Толчок к внедрению парашюта в авиацию дала первая мировая война, в период которой получили большое распространение привязные аэростаты, применявшиеся для корректировки артиллерийского огня. Находящийся на высоте 200-300 м аэростат был хорошей мишенью для самолетов против­ника. Неся большие потери в летчиках-наблюдателях, командование было вынуждено снабдить их парашютами. Для этой цели использовали имевши­еся в небольшом количестве парашюты Котельникова, а также закупленные во Франции парашюты «Жюкмес». В период войны с помощью парашютов спаслось около 50 русских летчиков-наблюдателей.

Рис. 1.5: Ранец Котельникова для парашюта свободного действия